DIANA – автономный прототип

Диана – богиня охоты, природы, животного мира и Луны в римской мифологии. Она практически всегда изображается с луком и стрелами в руках, как защитница леса и всех зверей, там живущих. В настоящее время стрелы Дианы служат не для защиты, а для указания направления, пути к будущему мобильности. Ее именем назван проект автономного автомобиля, созданный инженерами SEAT SA совместно с Центром автомобильных технологий Галсиии (Centro Tecnolóxico de Automoción de Galicia, CTAG). Проект под названием DIANA разработан на платформе SEAT SA Innova, созданной для поддержки инноваций во всех областях работы компании. Платформа стимулирует разработку новых технологичных и творческих решений.

Лаборатория на колесах

DIANA создана для тестирования технологий автоматического вождения и новых модифицированных систем помощи водителю. В качестве основы для проекта был выбран SEAT Leon, который оснастили 5 датчиками LIDAR, 5 радарами, 6 камерами, 12 ультразвуковыми датчиками и 8 бортовыми компьютерами, контролирующими систему и обеспечивающими полную видимость на 360 градусов вокруг.

«Все эти компоненты работают одновременно, обрабатывая огромные объемы информации каждую секунду, даже каждую миллисекунду, и передавая их на модуль для определения точного местоположения», - поясняет Ориоль Мас (Oriol Mas), инженер по исследованиям и разработкам в SEAT SA. Он также добавляет: «Все это позволяет автомобилю точно знать, где он находится и какие препятствия возникают на его пути или в ближайшем окружении. Обрабатывая получаемую информацию, он может решать, куда ему двигаться, и автономно выполнять действия с рулевым колесом, тормозами, дроссельной заслонкой и переключением передач».

DIANA – автономный прототип
DIANA – автономный прототип

Машина, которая сама водит вас

Прототип DIANA самостоятельно ведет машину, выступая в роли водителя. Но водитель-человек все равно всегда находится за рулем и при необходимости может быстро взять управление на себя. Он должен оставаться начеку, чтобы в экстренной ситуации увести себя от опасности. DIANA выполняет три основные функции:

  • Автономное вождение. Технология берет на себя управление на низких городских скоростях для выполнения некоторых маневров на дороге.
  • Самостоятельная парковка. Позволяет точно парковаться без участия водителя.
  • Вызов. С помощью приложения вы можете вызвать автомобиль, чтобы он забрал вас из вашего текущего местоположения и отвез к выбранному месту.

Испытания возможностей DIANA проходили как на заводе SEAT в Мартореле, так и на замкнутой городской трассе.

Плавное путешествие

Используя мобильное приложение, пользователь вызывает машину, которая автоматически запускается и едет к нему по соответствующей полосе движения. «Благодаря системе определения местоположения с высокой точностью до сантиметра автомобиль всегда знает, что находится на правильной полосе движения», - говорит Ориоль. После остановки около человека двери отпираются, а индикаторы подают сигналы о том, что машина остановлена. «Как только водитель сел в салон и закрыл дверь, она снова запирается, машина подает сигнал о старте и начинает движение», - объясняет инженер. Если на дороге появляется препятствие, например, пешеход, машина сразу же заметит его и экстренно затормозит. Как только пользователь приедет к месту назначения и покинет авто, DIANA автоматически найдет свободное место на парковке и остановится.

Вождение DIANA
Вождение DIANA

Проблемы прототипа

Во время разработки этого проекта инженеры столкнулись со множеством проблем. «COVID-19, получение разрешения на движение по дорогам, интеграция датчиков и систем управления транспортными средствами, проверка алгоритмов… Это было довольно сложно, и у нас еще много работы. Но одно можно сказать наверняка – мы на правильном пути», - объясняет Рубен Перес, инженер по исследованиям и разработкам в SEAT SA. Создание автономного автомобиля – долгий и тернистый путь, но команда разработчиков не собирается останавливаться.

Автономность DIANA
DIANA

Путешествие в будущее

DIANA получила третий уровень автономности по шкале модифицированных систем помощи водителю Advanced Driving Assistance Systems (ADAS). Всего в этой шкале насчитывается 5 уровней. «Важно продолжать разработку и тестирование этой технологии, чтобы гарантировать ее стопроцентную безопасность», - говорит Ориоль. Чем выше уровень автономности, тем безопаснее технология, и на дороге происходит меньшее количество аварий и даже пробок. «В будущем автомобиль с большей автономностью сможет предлагать новые интеллектуальные услуги мобильности и устранять пробки в больших городах и районах со сложной мобильностью», - заключает инженер.

Advanced Driving Assistance Systems
Advanced Driving Assistance Systems

6 уровней автоматизации вождения

ADAS делятся на шесть уровней в зависимости от автономных возможностей автомобиля:

  1. Без автоматики. Это обычное транспортное средство, в котором все функции контролируются водителем.
  2. Вспомогательные автономные функции. Сюда относятся гидроусилитель рулевого колеса, круиз-контроль и прочие опции. Однако они не активируются автоматически – человек сам решает, стоит ли их использовать и когда.
  3. Помощь в управлении. Пользователь за рулем контролирует процесс вождения, но система может корректировать рулевое управление и скорость при необходимости. При этом большинство функций все равно остается под контролем человека.
  4. Полное управление. Автомобиль самостоятельно контролирует вождение: рулевое управление, выбор нужной скорости, взаимодействие с окружением и реагирование на возникающие препятствия. Вмешательство человека в управление не требуется, но он все равно должен находиться за рулем, чтобы среагировать в случае возникновения опасности. DIANA сейчас находится именно на этой стадии.
  5. Автономное вождение. Автомобиль делает все сам, автоматически реагируя на любые форс-мажорные обстоятельства. Это позволяет водителю отвлекаться и заниматься второстепенными задачами, не беспокоясь о том, что в любую секунду машина может вернуть управление ему.
  6. Полная автоматизация. Человек, находящийся в машине, фактически теряет статус водителя и становится пассажиром. Данная система вообще не требует никакого вмешательства пользователя и позволяет ему наслаждаться видом из окна или даже спать на протяжении всей поездки.
Смотрите также:
Error