Обзор Cupra Formentor 2021

Cupra – молодой дочерний бренд Seat, который еще не успел набрать достаточное количество внимания, а уже обновляет свой модельный ряд новыми версиями первого кроссовера Formentor. В дополнение к двум 1,5 и 2,0-литровой моделям с турбонаддувом в 2021 году появились версия с полным приводом 4Drive и 1,4-литровый плагин-гибрид. Отделок стало целых пять: от V1 до VZ3, а также доступна ограниченная версия VZ Edition с двухцветными литыми дисками диаметром 19 дюймов.

Обзор Cupra Formentor 2021
Обзор Cupra Formentor 2021

Еще совсем недавно модельный ряд Cupra состоял лишь из модернизированных версий Seat Leon и Ateca. Они были быстрее, мощнее, динамичнее, но давайте будем честны – мало кто из простых обывателей вообще замечал между ними хоть какую-то разницу. Как бы ни менялись цвет, отделка и цифры в характеристиках, это все равно были все те же Leon и Ateca, не считая гоночных версий.

Но Cupra Formentor – это нечто большее, чем очередная модернизация Seat. Это самостоятельный кроссовер (или высокий хэтчбек), который, помимо переднеприводных, уже имеет полноприводную версию и подключаемый гибрид. Cupra действительно пытается создать что-то новое, что не будет казаться Seat. И пусть модель все еще создается на той же общей платформе VW Group, этот хэтчбек-кроссовер все же пытается показать свой неповторимый уникальный характер.

На сколько хорошо у него это получается, узнаете чуть позже, но сейчас достаточно отметить, что Cupra движется в верном направлении. Некоторые из доступных бренду инженерных и дизайнерских инструментов так и остались неиспользованными. Но компания действительно старается создать что-то свежее и уникальное, и с каждой попыткой у нее это получается все лучше.

Cupra Formentor
Cupra Formentor

С момента первого обзора Cupra Formentor прошло всего несколько месяцев, но линейка уже успела существенно расшириться и модернизироваться. По результатам первого взгляда модель оказалась сыровата. Сумела ли Cupra реабилитироваться и довести кроссовер до ума за эти месяцы? Узнаете в обзоре.

Дизайн и версии

Seat всегда серьезно относился к Cupra, даже до создания отдельного бренда. Модели с этой пометкой всегда были самыми производительными и дорогими. Сегодня дочерняя компания вышла в свободное плавание и стала доступнее. Поэтому пока не ясно, сохранит она свой дух спортивности и роскошности или станет больше похожей на материнскую марку.

С одной стороны, модель Formentor пытается показать, что Cupra все еще Cupra – презентабельный высокопроизводительный бренд для водителей-энтузиастов и любителей дорогих спортивных авто. С другой, с ее помощью руководство VW Group пытается прощупать почву в новой нише хэтчбеков-кроссоверов, что может быть довольно рискованным занятием.

Дизайн Cupra Formentor
Дизайн Cupra Formentor

Внешний вид Formentor 2021 получился довольно спорным. Он одновременно интригует и вызывает вопросы. Это длинный, широкий и высокий автомобиль, который с одинаковой вероятностью может как понравиться как энтузиастам, так и семейным людям.

Cupra даже сделала так, чтобы слово «универсальный» в описании этого кроссовера не превратило его в длинное бесформенное нечто, а позволило оставить искусные обтекаемые линии и правильные пропорции. Так что дизайнеры бренда свою работу определенно выполнены.

Размеры Formentor составляют почти 4,5 метра в длину и 1,5 в высоту. Он явно выше, чем Skoda Octavia Estate, но и сантиметров на 30 короче. Зато длиннее, чем Audi A3 Sportback. Если вам он тоже напоминает такой же квадратный Subaru Forester STI из середины нулевых, то знайте, что они действительно похожи по размерам. Не считая чуть более длинную колесную базу и более широкий кузов Formentor, их габариты практически одинаковы.

Колеса Cupra Formentor 2021
Колеса Cupra Formentor 2021

Чем Formentor действительно выделяется среди своих «родственников» и остальных на рынке, так это модельным рядом. В 2021 году количество версий этого кроссовера стало просто огромным. Любой водитель сможет подобрать что-то на свой вкус (если вообще заинтересуется этим автомобилем). В модельном ряду есть как особо мощные и дорогие полноприводные версии на 306 л.с., так и легкие 1,5-литровые мощностью 148 л.с. Опуститесь до 1,0-литрового TSI, и цена Formentor упадет почти на миллион рублей. А для самых увлеченных водителей есть 2,0-литровые TSI с полным приводом и целых два плагин-гибрида 1,4 литра.

Несмотря на то, что Formentor собран на общей платформе MQB, он имеет полностью независимую подвеску и прогрессивное рулевое управление во всех своих версиях с любыми двигателями. Более дорогие отделки, начиная с VZ1, получают заниженную спортивную подвеску с адаптивным демпфированием и полный привод с коробкой передач с двойным сцеплением.

Cupra Formentor - внешний дизайн
Cupra Formentor - внешний дизайн

Интерьер

Откройте багажник Formentor, и ощущение полноценного семейного автомобиля 2021 года уже не покинет вас. Это очень большой хэтчбек, который по своим габаритам находится где-то между сегментами рынка C и D. Сзади он гораздо просторнее, чем обычные хэтчбеки, но Skoda Octavia и Honda Civic все еще могут с этим поспорить. Как бы там ни было, Formentor действительно обладает приписываемым ему практичностью и универсальностью.

Багажник Cupra Formentor
Багажник Cupra Formentor

Но первое, что вам поразит внутри этого кроссовера, это не количество свободного места. Сначала вы обратите внимание на великолепное внутреннее и наружное освещение, а также грамотное сочетание цветов в отделке. Синий кожаный салон, декорированный медной строчкой – гораздо более глубокая, тонкая и богатая комбинация, чем вы могли себе представить. Салон действительно выглядит очень стильно.

Интерьер Cupra Formentor
Интерьер Cupra Formentor

Находясь внутри Formentor, невозможно не заметить полосу цветного освещения, которая проходит по всему интерьеру. Цвет подсветки меняется в зависимости от режима привода (можно выбрать и вручную), что добавляет больше технологичности и роскошности интерьеру. Ночью подсветка иногда может показаться чрезмерно яркой и отвлекающей, но ее все равно сложно переоценить. Свет также усиливается и меняется, чтобы привлечь ваше внимание к зеркалам, когда в вашей слепой зоне появляется другой автомобиль.

Приборная панель Formentor полностью цифровая, и этот экран на 10,3 дюйма поставляется в стандартной комплектации всех версий. Сенсорный экран информационно-развлекательной системы с диагональю 12 дюймов тоже является стандартным для всех моделей. Подробнее о нем чуть ниже.

Место водителя Cupra Formentor
Место водителя Cupra Formentor

Одна из самых удобных вещей в интерьере Formentor 2021 – органы управления. Все кнопки и переключатели расположены интуитивно и доступно. Система предлагает множество персонализированных настроек, но некоторые моменты все же разочаровывают. Например, физические регулировки температуры и звука вообще не имеют никакой подсветки, поэтому в темноте их нащупать довольно трудно. Хорошо, что запомнить их расположение несложно.

Также стоит отметить, что в некоторых местах качество материалов отделки Formentor немного хромает. По большей части это касается нижней части центральной панели. Но этим нельзя упрекнуть бренд, который всего три года назад вышел из Seat в свободное плавание. Особенно на фоне того, что все остальные элементы интерьера сделаны великолепно.

Заднее пространство Cupra Formentor
Заднее пространство Cupra Formentor

Информационно-развлекательная система

Formentor оснащен информационно-развлекательной системой MIB третьего поколения – фирменной разработкой VW Group. Она включает в себя 12-дюймовый сенсорный экран с поддержкой управления жестами и несколько физических переключателей, расположенных под ним.

На экране отображаются ярлыки для доступа к различным функциям системы, которые легко и приятно использовать. Можно регулировать вентиляцию, включать и выключать обогрев сидений, и все это делается в одно касание. Многие системы автомобиля управляются только через сенсорный экран, что довольно удобно. Но нужно признать, что некоторые водители все же предпочли бы физические элементы управления, которые проще находить и нажимать во время движения.

Информационно-развлекательная система
Информационно-развлекательная система

Экран довольно качественный и четкий, навигационная система удобная и работает быстро. Карта не думает слишком долго, прежде чем отобразить нужную информацию, но регистрация нажатий может иногда тормозить и даже не срабатывать с первого раза. Formentor также включает в себя годовую подписку на сетевую навигацию.

Производительность

Мощность 306 л.с. достаточная для такого автомобиля, но Formentor 2021 все равно не настолько быстрый, чтобы удивлять или вызывать волнение. Возможно, эта задача стоит перед более мощной версией с пятью цилиндрами, но протестировать каждую модель в рамках одного обзора невозможно.

Даже несмотря на это, производительность все еще остается на достаточно серьезном уровне, благодаря чему вождение становится действительно интересным. Во многом это заслуга великолепнейшего сцепления и гибкой настройки шасси, которые полностью раскрывают Formentor на скоростной автомагистрали. Поездка не ощущается слишком грубой или неловкой – автомобиль всегда движется уверенно, показывая то, что называется «настоящей производительностью». Складывается впечатление, что этот термин был придуман специально для него.

Производительность Cupra Formentor 2021
Производительность Cupra Formentor 2021

Двухлитровый двигатель EA888 от VW Group просто великолепен. Есть лишь один момент, когда мотор ведет себя немного странно. При вращении на 2500 об/мин ускорение сначала неуверенное, а потом происходит резкий скачок крутящего момента. Можно ли назвать это серьезным недостатком? Отнюдь. Его заметит только тестер, который специально проверяет ускорение на высокой передаче.

До 6000 об/мин двигатель вращается бодро, энергично и легко. Его рев хоть и явно усилен цифровым способом, все равно впечатляет и не раздражает уши во время движения. Цифровое усиление становится еще более заметным, если послушать двигатель не из салона, а снаружи – звук кардинально отличается. На самом деле этот двигатель с четырьмя цилиндрами и сам по себе звучит достаточно хорошо, поэтому вряд ли он вообще нуждался в улучшениях.

Главная фишка Formentor 2021 в плане шума заключается в динамической универсальности. Он тихий и комфортный при спокойном движении и очень живой при быстрой езде – живой, но не раздражающий. Идеально.

Семискоростная коробка передач с двойным сцеплением тоже отлично справляется со своей работой. Вам не придется постоянно контролировать ее в спортивном режиме, чтобы добиться хорошего ускорения. Она обеспечивает плавное и бодрое ускорение в режиме «S», а потом также плавно успокаивается при переключении на «D», чтобы обеспечить вам легкую прогулку по городским улицам.

Коробка передач Cupra Formentor 2021
Коробка передач Cupra Formentor 2021

Система полного привода 4Drive не передает столько крутящего момента на заднюю ось Formentor, сколько могла бы. Это хорошо заметно в сравнении с другими полноприводными автомобилями с векторизацией крутящего момента. Передняя ось тоже иногда пробуксовывает перед передачей КМ назад на скользком асфальте. Но при обычном движении все довольно спокойно, и вопросов к работе этой системы не возникает.

Управляемость

Управление Formentor ощущается таким же, как у обычных быстрых кроссоверов. Вместо того, чтобы производить впечатление околоспортивного хэтчбека (которое, если честно, уже поднадоело), он обладает отличным сцеплением, маневренностью и универсальностью. В любую погоду, на любой дороге Formentor 2021 остается спокойным и уверенным, наделяя этой же уверенностью и своего водителя. Это может стать весомой причиной для его покупки, ведь он обладает достаточными способностями и на трассе, и в городе.

Полный привод достаточно жесткий, но размеренный. Гибкая настройка подвески делает кроссовер достаточно устойчивым и уверенным в движении по неровностям и скользкой дороге. Рулевое управление имеет регулируемую скорость отклика, что достаточно полезно в спортивных режимах. Даже на самой высокой настройке оно не бывает чересчур чувствительным.

Вождение Cupra Formentor 2021
Вождение Cupra Formentor 2021

Кузов Formentor слегка кренится на резких поворотах, но благодаря хорошему сцеплению каждая смена направления движения происходит четко и быстро. На выходе из поворота шасси сохраняет достаточной хороший динамический баланс. Но этот эффект слегка размывается, сигнализируя о достижении предела своих возможностей, если открыть дроссель раньше, чем крутящий момент направится на заднюю ось.

По крайней мере Formentor 2021 более динамичный и предсказуемый, чем некоторые новые Subaru. В этом плане он больше похож на Golf R: такой же податливый, быстрый, уверенный, но с небольшим креном кузова и слабой регулировкой газа (либо ее полным отсутствием).

Cupra очень грамотно подошла к выбору колес и шин. Большие обода с универсальными шинами Bridgestone Turanza позволяют кроссоверу отлично чувствовать себя на влажной дороге. Резкие повороты передней оси не приводят к неконтролируемому заносу, а подвеска поддерживает достаточный уровень сцепления, удерживая шины на месте.

Если представить себе своеобразный спектр управляемости, на одной стороне которого будут резвые хэтчбеки, как Renault Megane Trophy-R, а на другой – любящие грязь полноприводные кроссоверы, как Subaru XV, то Formentor будет гораздо ближе к первым, чем ко вторым. Пусть он и находится высоко над дорогой, поворачивает он все равно достаточно ровно с хорошим сцеплением и достаточным контролем кузова.

Взвешенное и точное рулевое управление этого автомобиля позволяет ему двигаться плавно и точно. Он может свободно поддерживать нужную скорость, не заставляя вас прикладывать к этому слишком большие усилия. Шасси достаточно податливое, им можно легко манипулировать торможением или дроссельной заслонкой. То же самое наблюдается в Cupra Ateca и некоторых других производительных моделях VW Group, как Golf R.

Обзор Cupra Formentor 2021
Обзор Cupra Formentor 2021

Комфорт и шумоизоляция

Водительская позиция не является особо удобной точкой обзора, но в целом видимость хорошая. Спортивные сиденья Formentor 2021 очень комфортны, хорошо поддерживают спину и обладают достаточной регулировкой. Особенно хорошо это ощущается в дальних поездках.

Шумоизоляция салона реализована хорошо. В салоне шума немного, подвеска лишь слегка постукивает от больших 19-дюймовых колес, но даже при этом уровень комфорта поездки достаточно высокий. Более дорогие уровни отделки Formentor могут похвастаться адаптивными амортизаторами и контроллером подвески DCC Slider, которым оснащен крайний Golf GTI. Но в отличие от хэтчбека Volkswagen, модель от Cupra более гибкая в этом плане. Здесь вы можете смягчить демпферы даже в режиме комфорта, чтобы сделать поездку еще более плавной и приятной.

Расходы

Одни относят Formentor 2021 к хэтчбекам, другие – к кроссоверам. Не позволяйте никому запутать вас, потому что этот автомобиль не ограничивает своего владельца ни в чем. Он берет многое от обоих классов и способен на равных конкурировать как с хэтчбеками, так и с кроссоверами. С начальной ценой в 3 миллиона рублей он идеально вписывается и к тем, и к другим. А его премиальный дизайн и шикарный интерьер даже позволяют слегка заступить на территории более люксовых автомобилей, по крайней мере в самых дорогих отделках.

Cupra Formentor
Cupra Formentor

Кстати о них, в своей самой дорогой версии с пятицилиндровым двигателем Audi RS этот автомобиль становится в один ряд с Porsche Macan не только по цене, но и производительности. Насколько уверенно он будет чувствовать себя в этом сегменте, покажет время. Но на данный момент нет никаких поводов подозревать, что Formentor потеряется там на фоне моделей от более премиальных брендов.

Цена этого тестового автомобиля находится на отметке в 4 миллиона рублей, что практически столько же, сколько просят за Golf R. Но он все еще дешевле, чем BMW X2 M35i или еще более люксовый Mercedes-AMG GLA 35. А производительность и комфорт у них практически одинаковые.

Итоги

Formentor кажется автомобилем, который оказался в нужное время в нужном месте. В 2021 году, когда все уже начали уставать от одинаковых «горячих» хэчтбеков, а фанаты Seat подустали от бесконечного потока «Леонов», Cupra вышла на сцену с чем-то действительно новым и интересным. Бренд продемонстрировал альтернативное видение универсальности в виде высокопроизводительного, удобного, уверенного и привлекательного семейного хэтчбека-кроссовера. Ни Cupra Ateca, ни другие подобные хэтчи-кроссоверы, как BMW X2, Volkswagen T-Roc или Renault Kadjar, не предлагают того же в полной мере. Все они, безусловно, отличные автомобили, но они дают либо резвость хэтчбека, либо практичность кроссовера, а Formentor старается соблюдать баланс.

На выходе этой модели у Cupra случился, прямо скажем, фальстарт. Автомобиль вышел сырым просто потому, что ему нужно было выйти. Но сейчас бренд создал отличный шаблон, по которому сможет делать и другие свои модели, лишь слегка отклоняясь от него по мере необходимости. Formentor – это автомобиль с интересной и практичной формой, которому есть что предложить почти всем категориям покупателей. Он обладает достаточной практичностью, привлекательностью, роскошностью, стилем и удобством в сочетании с великолепным опытом вождения.

Возможно, эта машина не создана для водителей, которые любят действительно захватывающее и даже непредсказуемое вождение. Но это хороший компромисс между динамичными хэтчбеками и спокойными семейными кроссоверами. Он выглядит и ощущается даже лучше, чем некоторые из его более дорогих конкурентов класса люкс. Если остальные модели Cupra пойдут по такому же пути, бренд ждет большое будущее. Особенно, если они будут такими же привлекательными, как Formentor.

Плюсы:

  • Отличное сочетание стиля, практичности и удобства
  • Дает качество и комфорт премиум-класса по более низкой цене

Минусы:

  • Полному приводу не хватает векторизации крутящего момента
  • Передняя ось может иногда пробуксовывать перед передачей крутящего момента назад на скользком асфальте
Смотрите также:
Error