Обзор Cupra TCR

Обзор Cupra TCR

Сколько раз вы видели на улице интересную машину, но не знали, что это и откуда появилось? Сейчас как раз тот самый случай. Этот обзор Cupra TCR расскажет вам о гоночном автомобиле, о котором вы могли даже никогда не слышать, и вы точно не видели его на улице.

Что это за причудливый Seat?

Спокойно. Присядьте, выдохните и послушайте. Это не Seat, это Cupra – дочерняя компания Seat, специализирующаяся на производстве спортивных автомобилей.

Разве Cupra не была просто знаком для быстрых Seat?

Была, но уже несколько лет как стала самостоятельной маркой, отделившись от основного бренда. Теперь это не просто значок для «быстрых» версий моделей Seat. Сейчас Cupra самостоятельно производит более спортивные автомобили, многие из которых основаны на моделях материнской компании, но некоторые, как Formentor и Born, уже являются полностью самостоятельными.

Что именно характеризует Cupra?

Бренд начинал с того, что перепрофилировал имеющиеся модели Seat в более спортивные автомобили: Ateca, Leon. В случае первой получилось настолько хорошо, что многие называли его лучшим семейным внедорожником.

Обзор Cupra TCR
Обзор Cupra TCR

Но так как Cupra – бренд, нацеленный на молодое поколение, то и его стремления куда более амбициозные, чем простая модификация уже имеющихся моделей. Марка создала вполне успешный кроссовер-купе Formentor и свой первый электрокар Born, основанный на Volkswagen ID.3. Помимо этого, компания ударилась во все возможные аксессуары, начав создание солнцезащитных очков, браслетов из карбона, сумок, бейсболок и даже электрических горных велосипедов. Все эти вещи, включая автомобили, объединяет один логотип, похожий на знак десептиконов из трансформеров, выполненный в медной окраске. Медных акцентов во всем этом тоже очень много, это своеобразная фишка Cupra.

Хватит про браслеты из карбона, расскажите уже про машину.

Хорошо, потому нам вся эта мишура тоже не особо интересна. Итак, дамы и господа, встречайте Cupra TCR. Это настоящий гоночный болид, который является своеобразной эволюцией Seat Leon WTCC. На его основе создан очень конкурентоспособный и относительно недорогой гоночный автомобиль для серии TCR, что действительно достойно уважения.

Интерьер Cupra TCR
Интерьер Cupra TCR

Что такое TCR?

Настоящий спортивный феномен. TCR или Touring Car Racer – самая быстрорастущая гоночная серия автомобилей в мире, создание которой вдохновлено платформой GT3. Это довольно экономичная серия начального уровня, представляющая седаны и хэтчбеки с передним приводом, созданные на основе серийных моделей. Все TCR оснащаются 2,0-литровыми бензиновыми двигателями с турбонаддувом мощностью порядка 350 л.с. и крутящим моментом не более 420 Нм.

Это довольно качественная и популярная формула успеха. Каждый год по всей планете проводятся около 225 гонок TCR в разных странах и даже на международном уровне. Количество автомобилей тоже растет с каждым годом. То, что начиналось с экспериментов нескольких брендов, теперь разрослось до Alfa Romeo, Audi, Ford, Honda, Hyundai, Kia, Peugeot, Opel, Renault, Seat, Subaru, Volkswagen и даже российской Лады. И это еще далеко не предел, потому что все больше новых производителей стараются принять участие в этом. Дешевая гоночная серия, которая может повысить узнаваемость бренда – почему бы нет? Но Seat, простите, Cupra стояла у истоков этой серии.

TCR
TCR

То есть испанцы были первыми?

Именно так. Первый автомобиль серии TCR был основан на гоночном Seat Leon Cup Racer, бывшем весьма популярным и конкурентоспособным автомобилем не только на трассе, но и в серийной форме, на которой основан. Машина была создана на платформе MQB, принадлежащей Volkswagen Group. Cupra теперь делает все машины на платформе VW на своем заводе вблизи Барселоны. И так как бренд создавал такие болиды еще до самого первого чемпионата TCR 2015 года, можно смело надеяться на то, что в этот раз он разработал очень надежный, экономичный и способный гоночный автомобиль.

Что ж, выглядит он круто.

Простой, агрессивный, стильный, мощный – вот она формула успеха настоящего гоночного автомобиля. Он сохранил кузов и подвеску от серийной модели (полностью регулируемая стойка McPherson спереди и многорычажная сзади), а также имеет стандартную коробку передач, что еще больше снижает затраты на его производство.

Процесс его создания весьма занятный. Он приезжает на завод в виде обычного Leon, там разбирается до основания и модифицируется, чтобы увеличить безопасность кузова на трассе. Трансмиссионный туннель смещается, чтобы водитель мог сидеть ближе к центру для защиты от боковых ударов. Затем в кузов вваривается огромный каркас безопасности, а гоночное сиденье опускается как можно ниже. Все что остается в салоне, помимо сиденья, это: педали, руль минималистичный ЖК-экран и само сиденье. А что еще нужно для гоночного автомобиля?

Дизайн Cupra TCR
Дизайн Cupra TCR

Снаружи на кузов монтируется аэродинамический обвес, включающий в себя стандартизированный передний сплиттер из углеродного волокна (одна из немногих карбоновых деталей в этом TCR), задний спойлер для увеличения прижимной силы, огромные боковые юбки и агрессивную переднюю часть с воздухозаборниками для охлаждения двигателя. Так как подвеска полностью регулируется, автомобиль может иметь очень низкую посадку. А колеса, на которые натянуты слики, заполняют огромные вздутые арки. И, пусть это субъективно, но сочетание серебристых и медных тонов выглядит на этом раздутом кузове очень стильно.

Как он водится?

Намного проще, чем вам покажется сразу после того, как вы окажетесь в салоне. Когда вы платите за машину собственными деньгами, вы можете принять наиболее удобное для вас положение, чтобы наслаждаться комфортной поездкой. Здесь у вас не будет такой возможности, и вам придется сидеть там, где обычно сидит испанский ас Хорди Жене, которого Cupra, похоже, уже приватизировала. И где это, спросите? Примерно сантиметров на 15 ближе к перегородке, чем вы могли бы ожидать.

Глубоко в кузове, примерно на середине автомобиля, ваше плечо будет находиться на уровне средней стойки. А вы будете пристегнутым прочным гоночным ремнем к сиденью с характерным запахом. Видимость из такого положения в таком автомобиле не ахти, и более низкие водители будут едва выглядывать из-за приборной панели (Хорди сидит на миленькой мягкой подушке из текстильного волокна). Но не думайте, что подушка сгладит «обратную связь» от колес и дороги до вашей пятой точки – забыли, в чем сидите? Поездка может быть жесткой, если трасса неровная.

Вождение Cupra TCR
Вождение Cupra TCR

В Cupra TCR может быть две коробки передач: DSG (такая же, как в серийном Leon) и причудливая шестиступенчатая секвентальная трансмиссия SADEV. Вторая в два раза легче первой, но стоит на 18 тысяч евро дороже. Если в автоспорте вы новичок и хотите попробовать себя в гонках на выносливость, то DSG – идеальный выбор для вас. Ее проще использовать и не нужно разбирать каждые 2000 км, как секвентальную коробку.

В этом тестовом автомобиле была установлена DSG. Нога на педали тормоза, рычаг переключения передач в положении «D», переход на ручное управление, выезд с пит-лейна и… боже, какой он широкий. Из-за всех дополнительных обвесов ширина этой штуки достигает почти двух метров, о чем нужно помнить до того, как вы войдете в свой первый поворот.

Чем сильнее вы давите на педаль правой ногой, тем громче становится шум внутри. Здесь нет никакой шумоизоляции или нового тихого выхлопа, поэтому машина действительно громкая, очень громкая. По всему салону разносится скрежет металла, а из светящихся двойных выхлопных патрубков вырывается дикий рык при каждом нажатии на подрулевые лепестки. При езде по прямой Cupra TCR действительно ощущается очень быстрым, хоть и не баллистической ракетой, конечно же. Коробка передач DSG также отличается особой плавностью, можно сказать даже чрезмерной плавностью, обычно не характерной для гоночных болидов. Порой она бывает непредсказуемой, но всегда делает свое дело. Однако, если вы предпочитаете что-то более интуитивное, секвентальная коробка подойдет вам больше.

Cupra TCR
Cupra TCR

Как обстоят дела на поворотах?

На поворотах TCR превращается из простого хот-хэтча на стероидах в полноценный гоночный автомобиль. Колеса, обутые в слики, на теплом испанском асфальте с агрессивной настройкой схождения и развала обеспечивают великолепную скорость на каждом повороте.

Начинается все с торможения. Шестипоршневые суппорты (379 мм спереди и 272 мм сзади) помогают быстро и плавно остановить эту штуковину, чтобы вы могли беспрепятственно войти в поворот. Затем вы нажимаете на педаль, слики вгрызаются в асфальт, и происходит плавное торможение. Баланс можно регулировать, но здесь есть одна хитрость: нужно как можно сильнее тормозить перед поворотом и в самом его начале. Благодаря этому непосредственно в повороте вы будете сохранять постоянную скорость. Так как задняя часть очень легкая (а если еще и шины холодные, то вообще отлично), вы получаете огромный запас поворачиваемости. Но, если вы не успеете вовремя среагировать на это рулевым управлением, то все поменяется местами. Попытка балансировать на таком тонком лезвии ножа по началу будет казаться невыполнимой, но вскоре вы привыкнете делать это быстро и заметите, что ваше текущее время круга заметно меньше предыдущего.

В отличие от гоночных болидов, что были до него, в Cupra TCR установлена электронная рулевая рейка с увеличенным углом поворота руля. Само рулевое управление очень легкое, что еще раз подчеркивает идеальное сочетание этого автомобиля с гонками на выносливость, но ему немного не хватает обратной связи. С двигателем мощностью 350 л.с. вы можете не переживать за недостаточную поворачиваемость (если не совладаете с рулевым управлением вовремя), так как вам достаточно вдавить педаль газа в пол на выходе из поворота, и числа на спидометре начнут расти, стремительно унося вас вдаль. Вам придется очень постараться, чтобы получить еще более сильную отдачу и легко выходить из поворотов на полной скорости. Но это все-таки возможно, потому что нет предела совершенству. Однако не заигрывайтесь со слишком высокими скоростями. Во-первых, это опасно, во-вторых, это вызывает привыкание, которое потом аукнется вам при вождении обычного дорожного автомобиля. Cupra TCR настолько низко посажен, что вы можете проходить повороты с куда большей агрессией и легкостью, чем на серийных авто. Попытка сделать то же самое на вашем семейном хэтчбеке приведет к его неизбежному переворачиванию.

Cupra
Cupra

Сколько он стоит?

Гоночные автомобили, под завязку напичканные лучшими комплектующими, обычно стоят непомерно дорого. Но, если вы хотите найти самый дешевый способ попасть в элитную гоночную тусовку, то вот он. TCR отличается от других серий в первую очередь своей дешевизной. Эта тестовая модель с коробкой DSG стоит около 100 000 евро. Более шикарная секвентальная версия – 115 000 €. Да, для гоночной тусовки это очень дешево. И не забывайте, что ездить на нем по дорогам общего пользования все равно нельзя, поэтому вам придется участвовать в соревнованиях (или просто любоваться им, пока он стоит в вашем гараже – тоже неплохой вариант). А для соревнований нужна команда, грузовик для перевозки этого истребителя, тонны топлива и экипаж, который будет завоевывать для вас кубки. Все это повышает стоимость Cupra TCR примерно до 180-220 тысяч евро на один сезон. Да, и не забудьте подготовить около 20 000 € на вступительный взнос в серию TCR, чтобы иметь вообще иметь возможность участвовать в этих гонках (цена может варьироваться в зависимости от страны).

Cupra
Cupra

Но, если гонки вам не интересны, вы можете просто устраивать себе так называемые трек-дни, периодически «выгуливая» этого монстра на каком-нибудь гоночном треке. Его стоимость примерно равна таким же специальным лимитированным сериям автомобилей, созданным как раз для трек-дней. Вы наверняка слышали о Porsche GT3 или более серьезном и быстром BAC Mono. За каждый из них вы заплатите порядка 120 000 евро, не считая расходных материалов, топлива и всего остального (дополнительные расходы у них тоже примерно одинаковы). Все это довольно дорогое удовольствие, чтобы просто кататься по трассе в выходные дни, но раз такие предложения пользуются спросом, значит желающих действительно много. В сравнении с этими автомобилями, которые вы будете видеть только на трек-днях в компании с каким-нибудь инструктором, покупка Cupra TCR с коробкой передач DSG выглядит весьма выгодной. Да, вам все еще нельзя ездить на нем по городу, зато вы будете полноправным владельцем автомобиля, на котором можно не только гонять по трассе в специально отведенное время, а участвовать в некоторых из лучших в мире гонках на выносливость. Или снять собственный документальный сериал, сдавать в аренду, просто смотреть на него и восхищаться. Что бы вы с ним ни делали, вы получите от этого удовольствие. Cupra TCR – это удовольствие, на которое точно стоит копить деньги.

Вождение Cupra TCR
Caption

 

Смотрите также: