SEAT: 70 лет и 16 уникальных автомобилей

Электромобиль сопровождает олимпийский огонь на последнем отрезке пути к церемонии открытия. Это были Олимпийские игры в Барселоне в 1992 году. Естественно, что этот автомобиль не мог быть ничьим, кроме как SEAT – компании, основанной и расположенной в столице Каталонии по сей день. Олимпийский огонь сопровождал первый электрический автомобиль бренда – SEAT Toledo, единственный в своем роде.

Пусть 2020 год и не олимпийский, но тоже очень значимый для SEAT – компания отмечает свое 70-летие. Достаточный срок, чтобы написать свою историю и создать много необычных и уникальных автомобилей, подобных этому Toledo. Он имел 16 свинцовых аккумуляторов, которые увеличивали вес автомобиля с 1015 до 1545 кг и позволяли проехать 55 км в городском цикле. Достаточный запас хода, чтобы сопроводить спортсменов во время марафонской гонки в последний день Олимпийских игр.

SEAT Toledo был не только официальным автомобилем тех Олимпийских игр, но и «автомобилем чемпионов». Каждый из 22 испанских призеров получил эксклюзивный автомобиль, разработанный специально для них – SEAT Toledo Podium. Он узнаваем по двухцветной серой краске и максимально роскошной на то время внутренней отделкой. В салоне даже были факс и телефон между сиденьями кремового цвета с кожаной обивкой, а также деревянные вставки на приборной панели и дверях.

Уникальные автомобили

В 1956 году на основе первой модели компании был разработан SEAT 1400 Visitas, название которого говорит само за себя. На английском языке: SEAT 1400 Visits. Без дверей и крыши, этот автомобиль идеально подходил для перевозки знаменитых посетителей завода бренда. Он был изготовлен теми же работниками серийного производства, что собирали оригинальный 1400. В 2005 году, когда автомобиль был восстановлен путем «слияния» двух произведенных единиц в оду, его собирали все те же сотрудники, хоть к тому времени они уже давно вышли на пенсию.

Уникальные автомобили
Уникальные автомобили

Только в 1964 году другая модель, SEAT 600, стала использоваться в качестве автомобиля для приезжих властей на завод. Сегодня никто и не скажет, что этот небольшой городской автомобиль лег в основу SEAT Savio. Итальянская компания Carrozzeria Savio воплотила в жизнь удивительный дизайн Пьетро Фруа. Автомобиль представлял собой что-то вроде минивэна с тремя рядами сидений, но колесной базой всего 2 метра. Это позволяло Savio легко маневрировать рядом с конвейерами. Застекленная крыша обеспечивала отличный обзор, но по просьбе компании Savio сделала автомобиль еще более эксклюзивной: крышу можно было снять, превратив его в минивэн с откидным верхом.

Стремление к маневренности стало и причиной того, что SEAT получила особый запрос от Папы Римского Иоанна Павла II. Для визита понтифика в Испанию в 1982 году понадобилась менее громоздкая машина, чем его стандартный папа-мобиль. Причину можно найти в том, что та служебная машина не могла проехать через вход на основные стадионы: футбольного клуба «Реал Мадрид» и ФК «Барселона». Работая круглосуточно, рабочие фабрики Zona Franca изготовили SEAT Panda "Papamóvil". Рабочие сняли потолок и остекление и создали мягкую трубчатую конструкцию сзади, где Святой Отец мог держаться, приветствуя людей стоя. Так как автомобиль не являлся броневиком, он использовался только на стадионах в целях безопасности.

SEAT: 70 лет и 16 уникальных автомобилей
SEAT: 70 лет и 16 уникальных автомобилей

Это был не единственный случай, когда компания работала с высшими чинами. По заказу главы своего государства SEAT преобразила модель Ibiza в 1986 году. Это был подарок, полученный настоящим королем Испании Филиппом VI по достижению совершеннолетия. Компания назвала это SEAT Ibiza Rey или Ibiza King. Сделанный на заказ автомобиль имел усовершенствовал технические характеристики, которые легли в основу Ibiza SXI – версии, запущенной в производство двумя годами позже. В нем был установлен двигатель с впрыском мощностью 100 л.с. и двойная тормозная система с вентилируемыми дисками в дополнение к специальному рулевому колесу и сиденьям Recaro, а также кондиционеру в салоне. Это был самый эксклюзивный из более чем миллиона произведенных SEAT Ibiza первого поколения, который отличался золотистым цветом и расширенными задними сторонами.

Еще одна эксклюзивная модель компании получила название SEAT Leon CUPRA «Pies Descalzos» или «Barefoot» на английском языке. Она названа в честь фонда для бедных детей в Латинской Америке, созданного колумбийской певицей Шакирой. Автомобиль с ее автографом на капоте был также известен как SEAT Leon Shakira, потому что был оформлен по вкусу создававшего его художника в сиреневом цвете как кузова, так и интерьера. Один из двух произведенных экземпляров остался в коллекции SEAT Heritage Collection, другой был разыгран среди жертвователей фонда. Победителем стал студент, который пожертвовал 1 евро через SMS.

Эпохи в истории SEAT

Прежде чем Ibiza достиг своего первого миллиона продаж, SEAT уже прошел другие этапы, связанные с этой цифрой. Через шестнадцать лет после начала производства автомобилей с конвейера сошел SEAT «One Million» – модель 124, управляемая тогдашним министром промышленности. Среди рабочих тоже был розыгрыш, но у победителя даже не было водительских прав, и он только что женился. Поэтому сотрудник предпочел вернуть машину компании в обмен на эквивалентную сумму денег.

Эпохи в истории SEAT
Эпохи в истории SEAT

С 1975 года SEAT разрабатывает автомобили в своем собственном Техническом центре. В 1982-ом был представлен SEAT Ronda, основанный на модели Ritmo и разработанный совместно с Rayton Fissore. SEAT был готов проложить путь к тому, чтобы стать ведущим экспортером автомобилей в Испании (кем бренд является сегодня) с сетью независимых дилеров в Европе. Однако из-за этой машины на компании подали в суд по обвинению в плагиате. Как убедить суд сотнями технических подробностей? Фирма пошла весьма интересным путем. Уникальные элементы черного SEAT Ronda были окрашены в желтый цвет, чтобы убедить суд и всех остальных в том, что Ronda был настоящим SEAT. Этот автомобиль даже не был зарегистрирован, но это и не было нужно, чтобы стать краеугольным камнем истории компании.

Если искать в истории компании уникальные спортивные автомобили, то помимо тех великолепных моделей 124 на ралли Монте-Карло, стоит взглянуть на 2014 год. Тогдашней иконой стал SEAT Leon CUPRA SC 280, названный «Рекорд Нюрбургринга». Название было дано вполне заслуженно и полностью соответствовало ему. Впервые серийный переднеприводный автомобиль преодолел 8-минутный барьер на легендарном Нюрбургринге (7:58,44 за один круг). Хорди Жене тогда был за рулем еще замаскированного CUPRA в спецификации Performance Pack, которой он был оснащен уже во время финальной настройки.

Эпохи в истории SEAT
Эпохи в истории SEAT

Сила творчества

Если и есть в компании действительно гениальный автомобиль, то это раллийный SEAT Ibiza «bimotor», названный в честь испанского авто «twin engine». В 1986 году гонщик Хосе Мария Сервиа удивил участников чемпионата по ралли, появившись там на автомобиле SEAT Ibiza 4x4. В этой дисциплине нужно много тяги и мощности, поэтому компания нашла довольно эффективное решение. Она установила отдельный двигатель Ibiza на каждую ось, и оба были соединены с собственной коробкой передач. Машину назвали 1,5х1,5 (из-за рабочего объема двигателей). Достигнутая мощность составляла почти 300 л.с., и в итоге Сервиа занял на нем второе место.

Когда дело доходит до тяговой мощности, в игру вступает впечатляющий SEAT Ateca «Mattracks». Он был сделан для презентации в СМИ в 2017 году по случаю выставки SEAT Ateca Snow Experience. Комплект снежных гусениц производства Mattracks заменил колеса Ateca 2.0 TDI 190 PS 4Drive. Поднятый и сверхширокий, этот автомобиль отлично чувствует себя в своей естественной среде обитания – на снегу. Но он разрешен и для перемещения по городским улицам.

Сила творчества
Сила творчества

Машины с открытым верхом обычно больше привлекательны, нежели радикально креативны. Так или иначе, SEAT Ibiza получила множество таких прототипов, которые ни разу не были включены в серийное производство. Среди них первым был SEAT Ibiza Cabrio, основанный на первом поколении Ibiza. Чистота линий этого четырехместного автомобиля без переворачивающейся арки была создана студией Ital Design – компанией Джорджо Джуджаро, отвечавшей в то время за дизайн Ibiza. В 2014 году в свет вышел SEAT Ibiza Cupster – привлекательный и элегантный родстер с низким лобовым стеклом и неровностями сзади. Даже после появления SEAT 850 Spider 1969 года время для SEAT все еще было неподходящим для запуска в производство модели с открытой крышей.

SEAT Marbella Pick Up просто обязан был появиться на свет. Это была более простая в плане разработки версия, чем концепция Marbella Playa, которая также не вышла в производство. Самым ярким элементом в нем было то, что грузовой отсек отделялся от кабины только защитной решеткой.

Последнее на данный момент из выдающихся творений SEAT – обернутая фольгой машина, напоминающая trencadís (декоративную мозаику), с помощью которой Гауди дал вторую жизнь сломанной плитке, сделав из нее произведение искусства. SEAT Leon Trencadis является художественной маскировкой. Он применялся на заключительной стадии разработки четвертого поколения SEAT Leon. Trencadis – это не просто декоративный элемент, он основан на актуальных ценностях. И, несомненно, любой, кто видит эту проезжающую мимо машину, точно знает, что он мельком увидел нечто, созданное в Барселоне.