70 лет компактным спортивным автомобилям

Что общего между легким заднеприводным купе массой всего 720 кг и универсальным переднеприводным авто с втрое большей мощностью? Каждый из них является знаком того, что SEAT всегда умел и хотел расширять границы своей аудитории. Компания быстро поняла, что спортивные автомобили могут привести больше молодых покупателей. Так оно и случилось.

Производство спортивных автомобилей всегда требовало полной гармонии с обществом. Под него нужно подстраиваться, его нужно слушать, а при необходимости даже проводить настоящую революцию. Если 60 лет назад трехдверные авто были писком моды, то сегодня они уступают место более просторным и практичным. Давайте перемотаем время на 70 лет назад и, пройдясь обратно к нашему времени, посмотрим, с чего начиналась история испанских спортивных автомобилей и как она развивалась все это время.

SEAT 850 Coupe: начало эпохи

В 60-ых годах прошлого века испанский автопром развивался семимильными шагами. Вслед за SEAT 600 пришел новый, более просторный и практичный 850, а еще через год, в 1966-ом, появился один из самых амбициозных испанских автомобилей – SEAT 850 Coupe. Он представлял собой своеобразную эволюцию модели 600, выполненную в форме купе. Его двигатель располагался сзади, а мест в салоне было всего четыре. Его стоимость составляла 105 000 песет (около тысячи долларов по сегодняшнему курсу), что было на 30% дороже, чем модель 850. Это было справедливое повышение цены, так как автомобиль доставлял гораздо большее удовольствие от вождения, чем его предшественник. Модель была оснащена двухкорпусным карбюратором и более высокой степенью сжатия. Это позволило увеличить мощность на 10 л.с. до 47 на 6200 об/мин – великолепные показатели на то время. В сочетании с аэродинамическим кузовом его двигатель развивал максимальную скорость 140 км/ч.

SEAT 850 Coupe
SEAT 850 Coupe

Для соответствия своим спортивным характеристиками, 850 Coupe впервые в истории SEAT получил дисковые тормоза. Этот автомобиль весил всего 720 кг, и с такой легкостью захватывающее вождение было обеспечено. Спустя еще несколько лет, в 1969-ом, автомобиль получил апгрейд двигателя до 903 см3, что позволило увеличить мощность до 52 л.с. Это спровоцировало начало новой вехи в истории SEAT. Во-первых, теперь этот двигатель стал использоваться почти во всех моделях. Во-вторых, компания официально начала производство спортивных автомобилей, переименовав эту модель в SEAT 850 Sport Coupe. Плюсом ко всему в автомобиле появились двойные фары спереди и сзади. В 60-ые годы можно было выходить из 850 Coupe столь же пафосно, как в наше время Вин Дизель выходит из своего Dodge Charger в каком-нибудь Форсаже.

SEAT 850 Coupe: начало эпохи
SEAT 850 Coupe: начало эпохи

SEAT 1200 Sport: вечеринка продолжается

В середине семидесятых в тогда еще новом техническом центре компании создали нечто невероятное – первую действительно спортивную модель SEAT (не считая переименованного 850 Coupe). На создание SEAT 1200 Sport ушли почти все ресурсы бренда. Его дизайн был придуман и разработан известным итальянским дизайнером Альдо Сессано, а созданием кузова занималась востребованная в то время компания Inducar. Технический центр SEAT вынес необычное решение о компоновке двигателя. Специалисты решили взять продольный двигатель из модели 124 и расположить его поперек. Однако в ровном положении он не помещался, поэтому его пришлось наклонить на 16 градусов. Коробка передач тоже должна была соответствовать этой компоновке и поддерживать крутящий момент. В итоге компании удалось соединить все это в одном автомобиле с двигателем 1197 см3 и мощностью 67 л.с., получившим название SEAT 1200 Sport.

SEAT 1200 Sport
SEAT 1200 Sport

В 1976-ом году появилась обновленная модель SEAT Sport 1430, которая доводила мощность до небывалых 77 л.с. Этот автомобиль уже не ощущался как обычное дорожное купе. Каждая его деталь говорила о его спортивном характере. Даже приборная панель заставляла водителя почувствовать себя за рулем настоящего гоночного болида. Внешний дизайн был чем-то совершенно новым, даже новаторским. Хоть он отдаленно и напоминал концепт-кар Sessano, по большей части все же был оригинальным. Особенно выделялась его передняя часть из черного полиуретана, за что в Испании автомобиль прозвали Bocanegra. Общее количество выпущенных 1200 и 1430 составило 19 322 единицы. Автомобили выпускались всего четыре года, и большая часть из них были 1200 Sport.

SEAT 1200 Sport: вечеринка продолжается
SEAT 1200 Sport: вечеринка продолжается

SEAT Fura Crono: спортивный потомок SEAT 127

К моменту появления SEAT Fura (модернизированной модели 127) в 1981 году, компания уже умела создавать спортивные автомобили. Спустя несколько месяцев после выхода модели бренд решил переименовать ее Fura Crono, чтобы подчеркнуть ее спортивный стиль. Этот автомобиль уже определенно не был купе, как 127. Он стал полноценным спортивным хэтчбеком, чтобы улучшить свои характеристики и снизить затраты на производство. Компания посчитала, что будет лучше производить модель Fura в больших количествах и продавать ее по более низкой цене, чтобы привлечь больше потенциальных покупателей. Это было верным решением, так как модель понравилась общественности и показала высокие результаты продаж.

SEAT Fura Crono
SEAT Fura Crono

Дизайн Fura Crono достиг апогея спортивного стиля SEAT. По всему периметру кузова была нанесена черная пластиковая отделка, которая служила не только для обеспечения наилучшего внешнего вида, но и для защиты колесных арок и боковых молдингов. Если вы думаете, что такие необычные дизайнерские решения уже давно канули в лету, то вы ошибаетесь. Сегодня они снова в моде, но устанавливаются не на спортивные автомобили, а на внедорожники, чтобы подчеркнуть их жесткий характер и также защитить от различных неприятностей на бездорожье.

Что нужно, чтобы превратить обычный автомобиль в спортивный? Добавить ему мощности, конечно же. Аналогично своему предшественнику, Fura Crono получил двигатель объемом 1438 см3 и мощность 75 л.с. Масса автомобиля составляла всего 760 кг, а соотношение мощности к ней придавало машине наилучшую маневренность. Модель была легкой, быстрой, с небольшим креном кузова на поворотах и точным рулевым управлением. А благодаря пятиступенчатой коробке передач Fura Crono мог передвигаться по скоростным автомагистралям на низких оборотах двигателя с меньшим шумом и расходом топлива.

SEAT Fura Crono: спортивный потомок SEAT 127
SEAT Fura Crono: спортивный потомок SEAT 127

Эту модель нельзя было назвать идеальной во всем, и даже ей было куда стремиться. Позже на ее основе был создан Fura Cup, который участвовал в профессиональных гоночных соревнованиях Испании и даже побеждал в некоторых из них. С тех пор SEAT и спорт идут рука об руку.

SEAT Ibiza SXi: современный стиль

Модель Ibiza стала переломным моментом в жизни SEAT. Она имела более современный стиль, чем все остальные автомобили компании и означала ее переход в новую эру. В разработке первого поколения Ibiza участвовал легендарный итальянский дизайнер Джуджаро, применялись наработки и технологии Porsche в области создания двигателей и опыт Karmann в плане производства автомобильных кузовов. В сочетании друг с другом все это дало жизнь новой модели SEAT, одной из лучших и по сей день.

Выход спортивной версии столь удачной модели был лишь вопросом времени. Это случилось спустя четыре года после ее запуска. Одним из главных нововведений в этом автомобиле стала система впрыска бензина на старом 1,5-литровом двигателе. Специалисты технического центра SEAT создали невозможное – они увеличили мощность мотора от 85 до 100 л.с. и назвали свое творение Ibiza SXi. Такое имя получилось не случайно. «S» здесь означает Sport, «X» – двойной тормозной контур, расположенный в виде креста, а «i» – это та самая система впрыска бензина. Также автомобиль был оснащен новой системой безопасности и вентилируемыми передними дисками для адаптации маленького кузова к большой производительности.

SEAT Ibiza SXi
SEAT Ibiza SXi

Ibiza SXi имел много общего с Fura Crono. У него были такие же широкие крылья и черная пластиковая отделка на колесных арках и боковых молдингах. А два черных спойлера сзади лишь еще раз подчеркивали спортивный стиль этого автомобиля. Помимо высокой производительности, Ibiza SXi была проста и приятная в управлении, а также экономично расходовала топливо благодаря системе впрыска.

Спортивный стиль SEAT заиграл новыми красками благодаря Ibiza SXi. Теперь это был не просто мощный автомобиль для увлеченных молодых водителей. Он стал более универсальным спортивным хэтчбеком, с большей практичностью, множеством полезного оборудования и просторным багажником. А его привлекательный внешний вид заставлял все больше людей обращать на него внимание. Пусть со своей длиной всего в 3,6 метра он не дотягивал до полноценного GTI, но уже был близок к этому

SEAT Ibiza SXi: современный стиль
SEAT Ibiza SXi: современный стиль

SEAT Ibiza GTI: новое поколение, новые победы

Втрое поколение Ibiza увеличилось в длине до 3,8 метра, что позволяло ему стать настоящим GTI. Однако одной длины было недостаточно – нужен подходящий дизайн и начинка. В создании внешности второго поколения Ibiza снова принял участие легендарный дизайнер Джуджаро, который кропотливо работал вместе с техническим центром SEAT, чтобы создать этот шедевр. Стандартные острые линии кузова были заменены на более округлые, что создавало лучшую аэродинамику. Все в этом автомобиле было новым. Ibiza второго поколения стала первым автомобилем, выпущенным заводом SEAT в Мартореле.

SEAT Ibiza GTI
SEAT Ibiza GTI

Автомобиль был создан на новой платформе, что позволило ему стать заметно больше не только снаружи, но и внутри. В отличие от предыдущих спортивных моделей, внешний вид этой Ibiza был направлена на привлечение большего количество разных покупателей. Но под капотом располагался двухлитровый инжекторный двигатель – самый большой среди всех хэтчбеков того времени. Автомобиль был быстрым, маневренным, с легким и точным рулевым управлением, а также усилителем руля. Его весь составлял всего 1010 кг, что обеспечивало ему еще большую скорость и производительность. Он даже превосходил многих конкурентов по мощности со своими 115 л.с. Подразделение SEAT Sport даже отправляло Ibiza на соревнования Dirt Rally Cups, чтобы продемонстрировать всем его спортивные качества, высокие характеристики и надежность. В связи со всем этим выход новой версии не заставил себя долго ждать. Год спустя, в 1994-ом, SEAT оснастил модель новым 130-сильным двигателем GTI объемом 1,8 литра. В итоге второе поколение Ibiza стало настолько успешным, что компания даже начала участвовать в чемпионате мира по ралли.

SEAT Ibiza GTI: новое поколение, новые победы
SEAT Ibiza GTI: новое поколение, новые победы

SEAT Ibiza FR: бесконечная спортивность

Третье поколение Ibiza принесло новое название для спортивных автомобилей SEAT, которое используется до сих пор, – FR. Сегодня выпускается уже пятое поколение этого автомобиля, и все его спортивные версии неизменно получают название FR. Хоть автомобиль и получает гоночные характеристики, он остается адаптированным к желаниям клиентов SEAT. А это значит большее пространство для грузов и пассажиров, большая практичность и мощность, улучшенная маневренность и повышенные характеристики. Многое из этого стало возможным благодаря двигателю 1,5 TSI мощностью 150 л.с. Но сегодня спортивных версий Ibiza FR стало больше, и есть даже модель с литровым двигателем мощностью 110 л.с., созданная специально для тех, кому нужна лишь маневренность, а не дополнительная мощность. SEAT не забывает также о безопасности и комфорте своих покупателей. Последняя Ibiza FR имеет длину более четырех метров и может легко разместить четырех взрослых со всем х багажом. Также она имеет пять дверей, чтобы соответствовать потребностям аудитории. Помимо всего прочего в новой Ibiza установлено огромное количество технологий для помощи водителю и обеспечения комфорта пассажиров. Ни один водитель 850 Coupe в шестидесятых и представить не мог все то, что появится в автомобилях SEAT через 40 лет.

SEAT Ibiza FR
SEAT Ibiza FR
Смотрите также: